Программа Роботостроение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Адамовского района Оренбургской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Роботостроение»
Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 7 -12 лет
Срок реализации: 1 год
Программу разработал педагог
дополнительного образования
Матненко Юрий Васильевич

Адамовка 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
дистанционного обучения:

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

5

1.3.

Содержание

6

Планируемые результаты и способы определения их
результативности
2. Комплекс организационно-педагогических условий:

7

2.1. Календарный учебный график

8

2.2. Условия реализации

16

2.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

17

2.4. Оценочные материалы

17

2.5. Методическое обеспечение

18

3. Список литературы

22

4. Приложение

24

1.4.

2

8

1. Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 .Пояснительная записка
Программа «Роботостроение» имеет техническую направленность,
базовый уровень освоения.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. №
11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
3. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей"»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г.N1726-р).
Актуальность. Возможность прикоснуться к неизведанному миру
роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к
познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию
стремления
к
самостоятельному
созиданию.
При
внешней
привлекательности, роботы наполнены интересным и непростым
содержанием, что может стать очень интересно юным инженерам. Познание
обучающимися устройства и принципов работы роботов может привести к
развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.
Новизна программы «Роботостроение» заключается в том, что
финалом освоения каждого раздела, является творческая работа, которая
заключается в разработке и изготовлении отдельных узлов и механизмов из
конструктора ЕСК-009 и закрепляет у обучающихся изученный материал по
данному разделу. Такая структура программы дает возможность реализовать
метод творческого проектирования. А изготовленные своими руками
различные модели, помогут в организации досуга детей и проведении
различных мероприятий.
Отличительные особенности данной программы:
Особенностью данной программы является нацеленность на конечный
результат, т.е. ребенок создает не просто внешнюю модель робота, а создает
действующее устройство.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, она
реализуется во взаимосвязи с предметами школьных образовательных
программ. Теоретические и практические знания по конструированию и
робототехнике значительно углубляют знания обучающихся по ряду
3

разделов физики, черчения, литературы, технологии, математики и
информатики. Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал
обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою
личность в окружающем мире, способствует формированию стремления
стать
исследователем, новатором. Программа является целостной и
непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет обучающимся
раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться. В процессе
обучения, обучающиеся знакомятся с основами робототехники,
радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов «от
простого к сложному». Избегая сложных математических формул, на
практике, через эксперимент, обучающиеся изучают физические процессы
происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и
микроконтроллеры.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 712 лет, интересующихся роботостроением. Роботостроение – это одно из
самых перспективных направлений будущего, поэтому ребенок получит
базовые знание и навыки в научно- технической сфере, сможет комфортно
себя чувствовать в новом мире и легко будет разбираться с новыми
технологиями.
Формы обучения и виды занятий
На занятиях применяются как индивидуальные, так и групповые
формы организации занятий.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации и режим занятий: 2 раза в неделю по 2занятия
продолжительностью 40 минут с перерывом между занятиями в 10 минут.
Программа реализуется в рамках образовательной программы МБУДО
«ЦРТДЮ».
Программа работы кружка рассчитана на 1 учебный год. Обучение
проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний
и умений.
Учебный год продолжается с сентября по май, включая осенние,
зимние и весенние каникулы.
Количество обучающихся в группе - 10человек.
В рамках программы работа строится таким образом, что учащиеся
постепенно переходят от простейших и занимательных форм работы к более
узким и специальным.
Одновременно с практической работой проводятся беседы и лекции по
роботостроению.
С готовыми моделями обучающиеся проводят всевозможные игры и
соревнования. Школьник идет в кружок, когда у него пробудился интерес к
робототехнике, появилось желание строить роботов своими руками. Поэтому
в основе всей работы кружка лежат практические занятия. Но практическая
работа не должна быть самоцелью. Строя модель робота, обучающийся
4

должен знать, как эта модель устроена и на каких законах физики основано
то, или иное ее действие.
Занятия в кружке вырабатывают у юных техников навыки
самостоятельного, творческого труда по конструированию, постройке и
запуску модели роботов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческого, конструкторского
мышления через начальное роботостроение.
Задачи программы:
Личностные

Мотивировать учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем.

Формировать у учащихся стремление к получению качественного
законченного результата.

Формировать навыки проектного мышления, работы в команде.
Предметные

Познакомить с современными разработками по робототехнике в
области образования.

Познакомить учащихся с комплексом базовых технологий,
применяемых при создании роботов.

Учить решать ряд кибернетических задач, результатом, каждой из
которых будет работающий механизм.
Метапредметные

Развивать инженерное мышление, умения конструирования,
программирования и эффективного использования кибернетических систем.

Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность.

Развивать креативное мышление и пространственное воображение.
1.3.Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы
№
Тема
теория практика
Часов
аттестации и
п.
контроля
беседа
1 Вводное занятие. ТБ
2
2
Введение: информатика,
2 кибернетика, робототехника

8

8

Основы конструирования

Беседа,
викторина
беседа

3

4

48

52

4 Моторные механизмы
5 Основы управления роботом

4

20

24

беседа

8

12

20

беседа

5

6 Удаленное управление
7 Игры роботов

10

8 Итоговое занятие
Всего

2
38

10

беседа

26

26

106

2
144

Беседа
викторина
беседа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа)
Теория: Правила поведения на уроке, правила пользования наборами
конструктора.
Практика: Знакомства с конструктором.
Форма контроля: опрос
2. Введение: информатика, кибернетика, робототехника. (8 ч)
Теория: Применение, роботов различных сферах жизни.
Практика: Просмотр видеофильма о роботизированных системах.
Форма контроля: опрос
3. Основы конструирования. (52 часов)
Теория: лекция на тему «робототехника и еѐ роль в жизни человека»,
знакомство с наборами конструктора, изучение деталей робота, их значение.
Практика: сбор различных моделей роботов
Форма контроля: опрос, наблюдение
4.Моторные механизмы. (24 часов)
Теория: краткое знакомство с зубчатыми механизмами, история, места
применения, значение.
Практика: изучение электромотора, эксперименты с электромотором и
медной проволокой.
Форма контроля: опрос
5. Основы управления роботом (20 ч.)
Теория: Требования к запуску. Проведение инструктажа.
Практика: Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их
устранения.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
6. Удаленное управление(10ч.)
Теория: способы управления роботом, просмотр роликов по радиотехнике.
Практика: Просмотр видеоматериалов.
Форма контроля: опрос
7. Игры роботов (24)
Теория: разработка трасс и видов соревнований
Практика: сбор роботов, соревнования на трассах.
Форма контроля: опрос
8. Итоговое занятие (4)
Практика: Итоговые соревнования
Форма контроля: соревнования
6

1.4 Планируемые результаты
К концу учебного года у обучающиеся
предметные:

сформировано представление о роботах и их общем устройстве;

сформированы умения решать ряд кибернетических задач, собирать
модели роботов;

сформированы представления о физических законах движения
простейших механизмов;
метапредметные:

сформированы умения
конструирования, программирования и
эффективного использования кибернетических систем,
инженерное
мышление;

развиты мелкая моторика рук, внимательность, аккуратность и
изобретательность;

развиты креативное мышление и пространственное воображение;
личностные:

сформировано умение работать в команде;

развиты образное мышление и конструкторское чутье;

сформирована устойчивая мотивация к изобретательству и созданию
собственных роботизированных систем;

сформировано стремление к получению качественного законченного
результата.

7

2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1.Календарный учебный график
N

месяц

1

сентябрь

2

сентябрь

3

сентябрь

4

5

6

сентябрь

сентябрь

сентябрь

7

сентябрь

8

сентябрь

Чи Время
сло прове
дения
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин

Форма
занятия

Колич
ество
часов

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Лекция
Беседа

2

Инструктаж
по ТБ

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Введение:
информатик
а

Кабинет для
занятий

Беседа

Лекция
Беседа

2

Введение:
кибернетика

Кабинет для
занятий

Беседа

Лекция
Беседа

Лекция
Беседа

Лекция
Беседа

2

2

Введение:
информатик
а,
кибернетика
,
робототехни
ка
Введение:
информатик
а,
кибернетика
,
робототехни
ка

2

Основы
конструиров
ания

Лекция
Беседа

2

Основы
конструиров
ания

Индивид

2

Основы

8

Кабинет для
занятий

Кабинет для
занятий

Кабинет для
занятий

Кабинет для
занятий

Кабинет для

Беседа

Викторин
а

Беседа

Опрос,
наблюден
ие

Опрос,
наблюден
ие

Опрос,

9

сентябрь

10

сентябрь

11

Ноябрь

12

ноябрь

13

ноябрь

14

ноябрь

15

ноябрь

16

ноябрь

и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан

уальная
Беседа

занятий

наблюден
ие

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Практич
еское
занятие

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич
еское

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич
еское
занятие

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Роботы и
эмоции

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Скоростной
робот

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Индивид
уальная
Беседа

Индивид
уальная
Беседа

Практич
еское
занятие

конструиров
ания

9

Опрос

17

ноябрь

18

ноябрь

19

ноябрь

20

ноябрь

21

декабрь

22

декабрь

23

декабрь

24

декабрь

25

декабрь

ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная

2

Основы
конструиров

Кабинет для
занятий

Беседа

10

26

декабрь

27

декабрь

28

декабрь

29

январь

30

январь

31

январь

32

январь

33

январь

утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия

работа

ания

Практич
еское
занятие

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная

2

Основы
конструиров
ания

Кабинет для
занятий

Беседа

Лекция
Беседа

2

Моторы и
механизмы

Кабинет 13

Беседа

2

Моторы и
механизмы

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Движение
роботов

Кабинет для
занятий

Индивид
уальная

Лекция
Беседа

Группов
ая
Беседа

11

Беседа

34

январь

35

январь

36

январь

37

февраль

38

февраль

39

февраль

40

февраль

41

42

февраль

февраль

Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного

2

Зубчатые
механизмы

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Измерение
скорости

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Знакомство
с
мотопривода
ми

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич
еское
занятие

2

Эксперимен
ты с
моторами

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Источники
питания
моторов

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Скоростные
моторы

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Подключени
е моторов к
источнику

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Моторы и
механизмы

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Моторы и
механизмы

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Беседа

Беседа

Беседа

Практич
еское
занятие
Практич
еское
занятие

12

43

44

45

февраль

февраль

февраль

46

март

47

март

48

март

49

март

50

март

51

март

нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин

2

Основы
управления
роботами

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Проводное
управление

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Работы
управления
движения

Кабинет для
занятий

Опрос

2

Простое
программир
ование
движений

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Беседа

2

Скоростные
роботы

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

Практич
еское
занятие

2

Драйвер
двигателя
L293d

Кабинет для
занятий

Опрос,
наблюден
ие

2

Построение
схем
управления
движения

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич
еское
занятие

2

Эксперимен
ты с
движущей
платформой

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич

2

Эксперимен

Кабинет для

Беседа

Беседа

Беседа

Лекция

Беседа

Практич
еское
занятие

13

52

март

53

март

54

март

55

апрель

56

апрель

57

апрель

58

апрель

59

апрель

и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан

еское
занятие

ты с
движущей
платформой

занятий

2

Эксперимен
ты с
движущей
платформой

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Эксперимен
ты с
движущей
платформой

Кабинет для
занятий

Беседа

2

Удаленное
управление

Кабинет для
занятий

Беседа

Беседа
\online
занятие

2

Удаленное
управление

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Удаленное
управление

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Удаленное
управление

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Удаленное
управление

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Практич
еское
занятие

Практич
еское
занятие

Беседа

14

60

апрель

61

апрель

62

апрель

63

апрель

64

май

65

май

66

май

67

май

68

май

ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

группов
ая

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

группов
ая

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

группов
ая

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

группов
ая

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

15

69

май

70

май

71

май

72

май

ВСЕГО

нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия
Согласно
СанПин
и
утвержде
нного
нагод
расписан
ия

группов
ая

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Игры
роботов

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Итоговое
занятие

Кабинет для
занятий

Беседа

Индивид
уальная
работа

2

Итоговое
занятие

Кабинет для
занятий

Соревнов
ания

144

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы имеется учебный кабинет, столы,
стулья, компьютер с выходом в Интернет, соответствующего
программного обеспечения.
Работа кружка «Роботостроение»
невозможна
без
инструментов
и
материалов.
Материалы и инструменты:
№
наименование
Количество
1
ножницы
5
2
линейка
6
3
треугольник
2
4
циркуль
1
5
молоток
1
6
конструктор ЕСК-009
6
7
ножовка по металлу
1
8
краски, колеры
7
9
ручной инструмент
10
10
паяльник
2
Информационное обеспечение.
16

Компьютер с подключением интернета, плакаты с чертежами моделей.
Интернет-платформы:
https://kurets.ru/zanudnye-obzory/112-obzor-robototexnicheskix-platform-dlyaobrazovaniya
http://edurobots.ru/2020/05/virtual-toolkits/
https://habr.com/ru/company/edu-craft/blog/403637/
Учебно-методическое обеспечение:

утвержденная дополнительная образовательная программа;

Учебно-методический комплект, (различная детская литература по
технике, журнал «Роботостроение», энциклопедии по технике,
дидактический материал, разработки игр, сценарии праздников, образцы
моделей, шаблоны, трафареты и т.д.)

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная, практические
занятия, игры, экскурсии, соревнования, конкурсы, выставки.

Методы: Словесные методы (рассказ, беседа), объяснительноиллюстративные, частично - поисковые, практические.

Инновационные технологии: элементы здоровье сберегающих
технологий, интерактивные, игрового обучения.
2.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал, грамота, готовая работа, журнал посещаемости,
викторины,опрос,материал анкетирования и тестирования, перечень готовых
работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей,
конкурс, соревнование.
2.4. Оценочные материалы

Формы аттестации: в течении и в конце года воспитанники принимают
участие в итоговых соревнованиях и выставках (грамота, готовая работа,
журнал посещаемости, перечень готовых работ, протокол.

Оценочные материалы: устные опросы, выставки, готовое изделие,
демонстрация моделей, защита творческих работ, конкурс, соревнование.
Оценочные материалы включают в себя систему контроля результативности обучения.
Объекты контроля: знание понятий, фактов, прикладные умения;
соответствие знаний, умений и навыков программе обучения; соответствие
достижений, учащихся нормативным результатам; уровень и качество
изготовляемой работы; степень самостоятельности; развитие творческих
способностей.
Формы контроля.
Входной контроль - на начальном этапе изучаются отношения ребенка
к выбранной деятельности, его способности и личностные качества
ребенка.
17

Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся,
отстающих или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать
наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль - проводится по окончании изучения темы,
модуля, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного
содержания ребенком, личностного развития.
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого
ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Формы проведения контроля: педагогическое наблюдение, опрос,
самостоятельная работа, викторина, выставка, соревнование.
Критерии оценки результативности: уровень теоретических знаний;
свободу восприятия теоретической информации; развитость практических;
уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным требованиям); качество
выполнения практического задания; уровень развития и воспитанности
учащихся; аккуратность и ответственность при работе; развитость
специальных и коммуникативных способностей и др.
2.5.Методическое обеспечение образовательной программы:
Методики работы по программе включают в себя:

особенности организации образовательного процесса – очная форма
обучения

методики: мониторинга усвоения обучающимися учебного материала,

мероприятия (выставки, конкурсы, соревнования);

методы обучения: (словесный, наглядный практический) методы, в
основе которых, лежит уровень деятельности детей (объяснительноиллюстративный, игровой, проектный);

методы
воспитания:
(убеждение,
поощрение,
упражнение,
стимулирование, мотивация);

формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, дети, имеющие разные интересы и способности);

возможные формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
защита проектов, конкурс, наблюдение, открытое занятие, практическое
занятие, соревнование;

педагогические технологии: технология группового обучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология исследовательской деятельности, технология
проектной деятельности.
Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени
процессом, представляют собой модель деятельности педагога и детского
18

коллектива. «Поэтому учебные занятие правомерно рассматривать « логике
организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты
деятельности, а также этапы их достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного
(самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от
другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний,
который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация
внимания.
II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения
домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,
практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
IV этап - основной. В
качестве основного
этапа
могут
выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения
нового учебного материала, выявление неверных представлений, их
коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые
сочетаются
с
объяснением
соответствующих
правил
или
обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действий
Применяют
тренировочные упражнения, задания, выполняемые
детьми самостоятельно.
19

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование
целостного представления знаний по теме. Распространенными способами
работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
VI
этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие
вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими
умениями и навыками овладели.
VII
этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из
них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности
занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
 комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие
задачи, оздоровительные);
 адекватность содержания поставленным целям, а также их
соответствие особенностям детского коллектива;
 соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
 наличие чѐтко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
 четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
 наличие благоприятной психологической атмосферы;
 активная позиция ребенка (активизация познавательной и
практической деятельности, включая каждого ребенка в деятельность);
 полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми
средствами.
Правила работы кружка
1. Не приступать к работе до тех пор, пока не усвоил правила безопасного
труда.
20

2.
3.
4.
5.

Сначала подумать, а потом приступить к работе.
Если приступили к работе – трудитесь, не отвлекайтесь.
Стараться делать как можно лучше: точнее, аккуратнее, красивее.
По окончании работы прибрать рабочее место.

21

3. Список литературы
1.Бейктал, Дж. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж.
Бейктал. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 320 c.
2. Бербюк, В. Е. Динамика и оптимизация робототехнических систем / В.Е.
Бербюк. - М.: Наукова думка, 2014. - 192 c.
3. Бройнль, Томас Встраиваемые робототехнические системы.
Проектирование и применение мобильных роботов со встроенными
системами управления / Томас Бройнль. - Москва: РГГУ, 2012. - 520 c.
4. Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора
действий интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - М.: ЯнусК, 2015. - 280 c.
5. Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора
действий интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - Москва:
Гостехиздат, 2009. - 280 c.
6. Конструируем роботов на ScratchDuino. Первые шаги. - Москва: Мир,
2016. - 183 c.
7. Корсункий, В. А. Выбор критериев и классификация мобильных
робототехнических систем на колесном и гусеничном ходу. Учебное пособие
/ В.А. Корсункий, К.Ю. Машков, В.Н. Наумов. - М.: МГТУ им. Н. Э.
Баумана, 2014. - 862 c.
8. Корягин, А. В. Образовательная робототехника LegoWeDo. Сборник
методических рекомендаций и практикумов / А.В. Корягин. - М.: ДМК
Пресс, 2016. - 254 c.
9. Краснова, С. А. Блочный синтез систем управления роботамиманипуляторами в условиях неопределенности / С.А. Краснова, В.А. Уткин,
А.В. Уткин. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
10. Крейг, Джон Введение в робототехнику. Механика и управление: моногр.
/ Джон Крейг. - М.: Институт компьютерных исследований, 2013. - 564 c.
11. Куафе, Ф. Взаимодействие робота с внешней средой / Ф. Куафе. - Москва:
ИЛ, 2009. - 465 c.
12. Мобильные роботы. Робот-колесо и робот-шар: моногр. - Москва:
Гостехиздат, 2013. - 532 c.
13. Перспективные направления развития информационнокоммуникационных технологий. - М.: Научная книга, 2007. - 272 c.
14. Потапова, Р. К. Речевое управление роботом. Лингвистика и современные
автоматизированные системы / Р.К. Потапова. - Москва: СИНТЕГ, 2012. 328 c.
15. Рэндал, У. Биард Малые беспилотные летательные аппараты. Теория и
практика / Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн. - М.: Техно сфера, 2015. 312 c.
16. Тимофеев, А. В. Роботы и искусственный интеллект / А.В. Тимофеев. М.: Наука, 2005. - 192 c.
17. Тывес, Л. И. Механизмы робототехники. Концепция развязок в
22

кинематике, динамике и планировании движений / Л.И. Тывес. - М.: Ленанд,
2014. - 208 c.
18. Удивительная техника. - М.: Эксмо, Наше слово, 2016. - 176 c.
19. Форд, Мартин Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без
работы: моногр. / Мартин Форд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 430 c.
20. Хиросэ, Шигео Бионические роботы. Змееподобные мобильные роботы и
манипуляторы / ШигеоХиросэ. - М.: Институт компьютерных исследований,
2014. - 256 c.

23

4.

Приложение

Организация педагогического контроля
Содержание контроля
Первичный контроль
Вопросы
Ответы
1. Что называется мышцами робота
привода
2. Для чего роботу нужно колеса?
Для передвижения, по поверхности
3. Как изменить движение мотора на
Изменить полярность мотора
противоположное?
Итоговый контроль
1. Теоретическая подготовка
1.1. Теоретическая подготовка по темам:
С помощью чего можно изменить
С помощью шестеренок
передаточное число от мотора
Для чего нужна солнечная батарея
Для питания робота от солнечного света
Сервомотор-это…….
Устройство для движения робота
Полный привод-это……
Конструкция, позволяющая передавать
вращение, создаваемое двигателем, на все
колеса.
1.2. Знание терминов: Сервомотор, полный привод, датчик движения, редуктор
2. Практическая подготовка
2.1. Умения и навыки:
Подключать электродвигатель к цепи питания
Владение инструментами:
Паяльником, ножовкой по металлу, лобзиком
2.3. Творческие навыки:
Выполнение заданий: сборка моделей из конструктора
3. Обще учебные умения и навыки
3.1. Умение слышать и слушать педагога.
3.2. Умение организовать свое рабочее место.
3.3. Соблюдение правил безопасной работы

24

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
по программе «Роботостроение» Контроль _______________________
Группа № _____ год обучения_________ учебный год _______________________
№
1. Теоретическая
2. Практическая подготовка
Показатели
подготовка
Ф.И.
1. 1.
1.2.
2.1.
2.2
2.3.
1.
2.

Всего обучающихся в группе__________
Прошли аттестацию__________________
Показатели:
Кол-во
Уровень обученности
обучающихся

3. Обще учебные умения и
навыки
3.1.
3.2
3.3.

Количе Уровень
ство
обученбаллов нести

Выводы (анализ): ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
%

Низкий 8 – 16 баллов
Средний 17 – 32 балла
Высокий 33 – 40 баллов

25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
По программе «Роботостроение»
Группа № _______ 1 год обучения __________________ учебный год
Вид контроля, дата проведения

№

Ф.И.

Первичный контроль
«____»______
20____ год
Кол.
Балл.

Уров. обуч.

Уровень
Примеч
обученност
ание
и

Итоговый контроль
«____»______
20____ год
Кол. Балл.

Уров.
обуч.

1

Всего обучающихся в группе: __________
Прошли аттестацию: __________
Показатели:
Количество
Уровень обученности
обучающихся

%

Низкий до 34 баллов
Средний 35 – 68 баллов
Высокий 69 – 85 баллов
Выводы (анализ):
___________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти